+7 918 1181010

ПРАТЕР: ГОРОДСКОЙ ОАЗИС С ИСТОРИЕЙ

Вена – один из немногих городов, где путешественника ждут не только многочисленные достопримечательности на любой вкус и возраст, но и не меньшее количество мест для отдыха на природе. На зеленые зоны приходится около 50% городской территории (т. е. по 120 кв. м на каждого жителя Вены), больше половины из них – это сады и парки. Одному из зеленых оазисов хочется уделить особое внимание. Это парк Пратер – любимое место проведения досуга венцев начиная с XVIII века. Расположен он во Втором венском районе, между Дунаем и Дунайским каналом. Площадь Пратера, одного из красивейших городских парков, составляет 6 кв. км.

Название парка произошло от латинского слова pratum («луг») и вполне оправдывает себя: большую часть парка занимает так называемый «зеленый Пратер» (Gruener Prater). Здесь настоящий рай для велосипедистов, любителей «нордической ходьбы» и бега. Именно по Пратеру проходит часть маршрута ежегодного Венского марафона. Трасса ВМХ ждет лихих велосипедистов, роллеров и скейтбордистов. Поклонников отдыха на природе порадуют романтические пруды и бесконечные лужайки для неспешного пикника длиной в целый день. Через весь парк, от площади Пратерштерн до ресторана «Люстхаус», бывшего некогда императорским охотничьим павильоном, можно неспешно прогуляться по главной аллее – совершенно прямой дороге длиной 4,5 км в обрамлении тысяч каштанов.

Если же у вас в распоряжении мало времени или вы просто с комфортом хотите ознакомиться с парком, воспользуйтесь поездом миниатюрной железной дороги.

В северо-западной части парка расположен парк аттракционов, называемый «народным» или «колбасным» Пратером (Volksprater, Wurstelprater), а зачастую и просто Пратером. Именно здесь находится визитная карточка Вены – колесо обозрения Riesenrad.

Однако Пратер не ограничивается лесопарком и парком аттракционов. Он также включает в себя территорию Венского выставочного центра, ипподром «Криау» (Krieau), стадион, велодром и спортивные площадки.

Как и все венские достопримечательности, Пратер имеет свою историю. Давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как же все начиналось.

Первое упоминание о землях, на которых сейчас расположен парк, относится к 1162 году. Император Фридрих I Барбаросса пожаловал вотчину, именуемую Пратум, во владение «Конраду, именуемому де Прато». Был ли Конрад именован по названию земель или земли по фамилии Конрада - доподлинно не известно. Как бы там ни было, но в 1403 году название местности Пратер уже упоминается в документах. Земли часто меняли хозяев, их продавали, покупали и перекраивали: в разное время пойменные луга у Дуная были собственностью ландфюрстов, монастырей, города Вены.

В 1564 году император Максимилиан II, страстный охотник, пожелал предаваться своему увлечению в непосредственной близости от резиденции. Для этого некоторые участки Пратера были им выкуплены, другие арендованы, весь район огорожен и стал императорским лесом. К охотничьим угодьям проложили дорогу (современная улица Пратерштрассе), получившую название Егерцайле (Jaegerzeile – «охотничья линия»), а императорским егерям разрешили строить в этом пригороде дома. Видимо, охота в Пратере была столь удачна, что менее чем через тридцать лет доступ на пратерские угодья посторонним был полностью запрещен. Запрет смягчили при Карле VI: в мае Пратер открывался для посещений, аристократия была допущена наслаждаться зеленью лесов и пением птиц, но выходить из элегантных экипажей не разрешалось.

Свежий воздух и обилие зелени привлекали не только высокопоставленных особ. В начале XVIII века в Вене еще не было общественных зон отдыха, но жители города с удовольствием прогуливались в сторону запретного Пратера. Пока аристократия любовалась лугами и аллеями императорских угодий, простые горожане развлекались в конце «охотничьей линии», там, где сейчас расположен вокзал Пратерштерн. Земля в этом месте принадлежала венской городской общине и была засажена деревьями. Но чего-то не хватало...

Абсолютно простая и гениальная идея осенила венского официанта Михаэля Айнедера. Он предложил построить здесь трактир. Айнедер пользовался репутацией человека усердного, порядочного и сведущего в ресторанном деле. Венцы не просто нашли идею прекрасной, но и ссудили его деньгами и помогли получить лицензию в магистрате. 1 мая 1603 года «Praterwirtshaus» открыл двери для посетителей. Предприятие оказалось невероятно успешным. Уже летом помещение пришлось расширить, а через пять лет простую, деревянную хижину сменило каменное строение. Сначала в заведении подавали только самые простые закуски, пиво и вино, однако в скором времени сюда потянулись видные венские бюргеры, и в ассортименте появились более тонкие напитки и блюда. Предприниматели отстраивали качели и прочие увеселения рядом со зданием трактира, еще при Айнедере окруженным кегельбанами и балаганами. Детям же на радость были представлены кукольные театры, разместившиеся в простых, деревянных будках. Ведущую роль в них играл Гансвурст (Ганс-Колбаса, аналог русского Петрушки) – от его имени и пошло название Вюрштельпратер.

В 1766 году император-реформатор Иосиф II открыл Пратер для общественного посещения. В летние месяцы прогулки были разрешены ежедневно до заката солнца. С наступлением темноты парковая решетка закрывалась, о чем публику предупреждали тремя сигнальными выстрелами. Через несколько лет решетка была снесена, и Пратер оказался доступен в любое время суток и в любое время года. Каштановая аллея, заложенная еще в XVI веке, стала местом сбора сливок общества, так называемые Praterfahrten – «выезды в Пратер» – приобрели флер роскоши. Граница между существовавшими более 50 лет рядом друг с другом «народным» и «элегантным» Пратерами постепенно исчезала. С позволения императора в парке обосновались сначала кофейни, киоски с выпечкой и закусочные, за ними появились качели, карусели и кегельбаны. С этого момента и начинается история Пратера как парка отдыха и развлечений.

Пратер менял свое лицо и модернизировался в соответствии с тенденциями времени. В конце XVIII века к ярмарочным площадям венцев привлекали фейерверк или запуск воздушного шара. В середине XIX века развлекательные заведения росли как грибы после дождя: волшебный театр Кратки-Башлык с демонстрацией оптических и электрических «чудес», кабинет восковых фигур, паноптикум Пройшера с 2000 объектами, анатомический музей, виварий, планетарий... Настоящим хитом в старом Пратере становились шоу аномалий: лилипуты, бородатая женщина, сиамские близнецы и прочие «монстры» пользовались огромной популярностью.

С развитием техники и электричества развлекательное меню становилось все более разнообразным. Один аттракцион сменял другой, место традиционных каруселей занимали новые, высокотехнологичные устройства. В 1844 году была построена первая рельсовая карусель, в 1898-м появилась первая в Европе дорога на электрической тяге, Гроттенбан. В 1926 году последовало открытие первого автодрома, в 1928-м - запуск миниатюрной железной дороги Liliputbahn. В 1935 году один из пратерских предпринимателей привез из Чикаго «Самолет» – скоростной безрельсовый аттракцион.

В 1873 году в Вене прошла Всемирная выставка - впервые за пределами Лондона и Парижа. В Пратере для нее был построен целый выставочный комплекс. Его центральной частью стало уникальное сооружение по проекту архитектора Джона Скотта Рассела – Ротонда, буквально завораживающая своими размерами посетителей. Купол диаметром 108 м, на тот момент крупнейший в мире, превзошел собор Святого Петра в Риме и лондонский собор Святого Павла (48 и 34 м соответственно). Этот архитектурный «рекорд» был побит только в 1957 году, когда в Белграде построили выставочный зал диаметром 109 м.

К сожалению, венская Ротонда не дожила до наших дней. 18 сентября 1937 года популярная в то время газета «Малый лист» сообщила: «В Вене больше нет Ротонды!» -  и показала серию драматичных снимков одного из крупнейших в Вене пожаров. Кроме того, что городу был нанесен серьезный экономический ущерб, Вена лишилась одной из значимых культурных точек. Сейчас на месте бывшей Ротонды стоит главное здание Венского выставочного центра (Messe Wien).

После Всемирной выставки начался «золотой век» Пратера. В 1895 году открылся один из первых в мире тематических парков – «Венеция в Вене». На территории сегодняшней Кайзервизе на площади около 5000 кв. м были выстроены копии исторических дворцов-палаццо, три большие площади-кампи, прорыты каналы. Самый большой из них, с лагунами в начале и в конце, тянулся на километр и имел ширину около пяти метров. По каналам курсировали привезенные из Венеции гондолы (правда, чуть короче, чем оригинальные), управляемые настоящими гондольерами. В «венской Венеции» работали кафе, выступали итальянские певцы и танцоры. Вечерами освещение обеспечивали более 4000 электрических ламп. «Венеция в Вене» просуществовала шесть лет, обновляя аттракционы к каждому летнему сезону. Так, к открытию была возведена Муранская башня, где свое искусство демонстрировали венецианские стеклодувы, в 1897 году ее сменило колесо обозрения. Парк стал любимым местом отдыха венцев из разных сословий. Публику развлекали шарманщики, застольные певцы и женские оркестры. Здесь выступали самые известные композиторы того времени: Карл Цирер и Франц Легар. Не только многочисленные организаторы индустрии развлечений, но и инженеры из всех частей Европы избрали Пратер площадкой для демонстрации своих идей и изобретений. Типичный тому пример – знаменитое колесо обозрения Ризенрад, сооруженное британским инженером Уолтером Бассетом к празднованию пятидесятилетия правления императора Франца Иосифа I и ставшее настоящим символом Вены.

Это единственный в мире аттракцион столь почтенного возраста: подобные конструкции в Чикаго, Лондоне, Блэкпуле и Париже были отправлены на металлолом, а венское колесо работает до сих пор. Ризенраду не единожды грозила участь парижского и лондонского «братьев», но каждый раз стоимость демонтажа оказывалась дороже реставрации, и это спасало колесо от «смертного приговора». Даже после апрельского пожара 1945 года, когда полностью сгорели все 30 кабин и уцелел лишь металлический каркас, над лежащей в руинах Веной продолжал возвышаться знакомый силуэт. Несмотря на послевоенный голод и разруху, колесо восстановили уже к маю 1947 года, правда, в целях безопасности количество кабин сократили вдвое. С тех пор Ризенрад продолжает вращаться, радуя благодарных посетителей. Многие из них оказываются заочно знакомы с колесом еще до поездки в Вену. Как? По сценам из кинофильмов: культового детектива «Третий человек» (1948 г.), эпизоду «бондианы» с Тимоти Далтоном в роли агента 007 («The Living Daylights», 1987 г.), мелодраме «Перед рассветом» (1995 г.) или телевизионному сериалу «Комиссар Рекс».

Кроме исправно работающего колеса обозрения до наших дней сохранились и некоторые другие старинные аттракционы, правда, скорее как памятник «золотому веку» Пратера. Например, 25-метровая башня «Тобоган», прообраз американских горок. Кстати, построена она была в 1913 году выходцем из России Николаем Кобельковым, основателем одной из пратерских династий. Удивлены? Кто такой этот Кобельков?

Николай родился в 1851 году шестнадцатым ребенком в семье градоначальника небольшого города в Оренбургской губернии. Шоком для родителей стало то, что мальчик родился без конечностей, хотя в остальном был полностью здоров. Впоследствии сам себя он называл «человек-обрубок». В два года Николай научился ходить культями. Став постарше, научился писать, прижимая перо к щеке, в 18 лет устроился работать счетоводом на шахту. Благодаря приобретенной ловкости безрукий и безногий молодой человек принимал участие в охоте и рыбалке и даже ездил верхом. В 1870 году Николай впервые оказался на ярмарочном представлении, где его увидел известный антрепренер Берг и ангажировал в свой театр в Петербурге. Кобельков имел грандиозный успех у публики: артист вдевал нитку в иголку, заряжал револьвер, рисовал... Особой популярностью пользовался «смертельный номер» – выход из клетки со львом. Кобельков гастролировал во многих городах России, а после турне по Европе и Америке стал международной знаменитостью. Будучи на гастролях в Вене в 1875 году, он выступал на сцене театра Кляйна и у Августы Шааф в Пратере. Здесь же он познакомился со своей будущей женой Анной Вильферт и венчался с ней. В 1906 году Николай приобрел первый участок в знаменитом венском парке и стал вкладывать средства в его развитие. Кобельков построил «Парижский манеж», проект которого он увидел на Всемирной выставке в Париже и немедленно выкупил для парка. Рядом разместились новые аттракционы, балаганы и, конечно же, «Тобоган». Кобельковы смогли выкупить еще несколько участков парка и постепенно превратиться из гастролирующих артистов в обеспеченных буржуа.

Пратер видел не только праздничные дни. Во время наполеоновских войн парк стал театром военных действий. Деревья парка были срублены и использованы для строительства укреплений, главная аллея заставлена пушками, занята гренадерами и пехотой. Во время Второй мировой войны большие участки Пратера пострадали в результате бомбардировок и строительства оборонительных траншей, а пожар в апреле 1945 года уничтожил большую часть парка аттракционов. Почти сразу же после окончания войны Вюрстельпратер был заново отстроен, а опустошенные земли «зеленого» Пратера вновь засажены деревьями.

На этом, пожалуй, завершим нашу ретроспективу и вернемся к тому, какие развлечения предлагает нам Пратер сегодня.

Уже упомянутое колесо обозрения Ризенрад является одним из символов города, а также сердцем парка аттракционов. Обязательно прокатитесь на нем! Вид на город с высоты 65 м – просто дух захватывает! Если же вам хочется чего-то по-настоящему особенного, закажите романтический ужин при свечах в одном из специально оборудованных для этого вагонов Ризенрада. Погруженный в волшебный свет кристаллов Swarovski, он понесет вас в удивительное путешествие над крышами города. Любителей же звездного неба в масштабах Вселенной ждет планетарий парка с его мультимедийными шоу. Новейшая техника создает реалистичную копию неба, доступную посетителям и днем, и вечером, и в любую погоду.

Вторым по популярности развлечением Пратера является миниатюрная железная дорога Лили-путбан (Liliputbahn), история которой насчитывает уже 85 лет. Это отличный способ быстро и с комфортом ознакомиться с парком, ведь путешествие длиной  4 км займет всего 20 минут.

Гроттенбан (Grottenbahn) – еще одно не менее интересное путешествие на поезде по 30 гротам, которое перенесет вас в мир сказок. Это один их старейших и известнейших аттракционов Пратера – впервые он был открыт в 1898 году. Отправляйтесь в ностальгическое турне вместе с вашими детьми! Маленьких гостей Пратера ждут игровые площадки, батуты, катание на пони. Для детей постарше и взрослых тоже есть развлечения на любой вкус. Любители острых ощущений могут отправиться на устрашающую «Черную мамбу», «Торнадо» или «Спейс-шот», а самые смелые – на «Пратертурм», самую высокую в мире цепочечную карусель, поднимающую на высоту 117 метров.

Помимо более 250 аттракционов и 60 кафе и ресторанов Вюрстельпратер предлагает посетителям свой вариант мюнхенского Октоберфеста – Wiener Wiesn Fest. В этом году он будет проводиться в четвертый раз, с 25 сентября по 12 октября. В прошлом году самый большой народный фестиваль Австрии побил все рекорды: количество посетителей превысило 200 000 человек. Это праздник пива, вина, сочных блюд местной кухни и множества часов шлягеров и традиционной музыки, но не только. Еще это отличная возможность показаться на публике в национальном костюме -  на Wiener Wiesn это только приветствуется. 6 октября 2013 года фестиваль вошел в Книгу рекордов Гиннесса, собрав самое большое количество людей в «трахтен» (так называют национальный костюм в Австрии) в одном месте – 157 пар! Для тех, кто планирует посетить Wiener Wiesn, важно знать, что вход на территорию фестиваля до 18.00 бесплатный, потом же вам понадобится билет, чтобы зайти на вечеринку в один из фестивальных шатров.

КУГЕЛЬМУГЕЛЬ

В венском парке Пратер есть не только колесо обозрения. бесчисленные аттракционы, тенистые аллеи и зеленые лужайки. Здесь есть даже... независимое государство. Республика Кугельмугель состоит всего  из одного здания и крошечного участка земли, на котором оно, собственно, и расположено. Своим существованием республика обязана австрийскому художнику Эдвину Липбургеру.

В начале 1970-х годов Липбургер начал строить в местечке Катцельсдорф в Нижней Австрии дом в форме шара. Дом первоначально был задуман как многофункциональное здание, которое кроме скульптурной функции служило бы частным жилищем, студией и галереей. Шаровидный дом никогда не рассматривался всерьез архитектурной критикой или арт-прессой и мог бы остаться в истории  лишь эксцентричным проектом. Но история распорядилась иначе. Новшество не пришлось по душе местным властям не только и не столько из-за своего необычного облика. Дом, названный Кугельмугель («шарообразный холм»), возводил нелицензированный строитель без согласований и разрешений. Художнику было предложено соблюдать официальные директивы или прекратить строительство. В 1982 году Кугельмугель был перевезен в Вену, но вопрос о незаконном строительстве оставался открытым. Липбургер объявил свою недвижимость независимой республикой Кугельмугель с собственными флагом и печатью, себя провозгласил президентом, отказался платить австрийские налоги и наладил выпуск собственных почтовых марок. По решению суда Липбургер был приговорен к заключению и успел провести в тюрьме 10 недель, пока не был амнистирован решением президента Австрии. Художника выпустили на свободу - в его суверенный шаровидный дом, ставший туристической достопримечательностью. В австрийском паспорте Эдвина его фамилия написана именно так, как ему хотелось: Липбургер-Кугельмугель.

Copyright © BEKARMEDIA 2016

BUSINESS, DIPLOMATIC AND TOURIST RELATIONS BETWEEN CITIES AND COUNTRIES

+7 918 1181010